Наши путешествия

2018-2019 учебный год
Удивительное место на Алтае - Голубцовские склоны
17 июня 2019 года распахнула свои двери летняя школа Алтайского краевого отделения Русского географического общества «Голубцовские склоны», куда были приглашены Волгин Денис и Марфина Марьяна из 8 г класса и классный руководитель Чередникова О.И. Неделя пролетела, промчалась быстро-быстро. Каждый день занятия, творческие мероприятия. Чем же занимались ребята?
День первый. Удивительно-ознакомительный. 40 ребят из разных уголков края собрались в летней школе. На торжественном открытии неожиданным приятным моментом оказалась встреча с автором проекта «Маршрутами Великой Северной экспедиции» И.Ю. Маматовым. Ильдар Юнусович с напарником совершают уникальную экспедицию по следам великих географических открытий, сделанных Берингом и его спутниками, чтобы стать ближе к героям-первооткрывателям и почувствовать свою сопричастность к легендарной истории России. Их цель побывать в городах, расположенных по маршруту экспедиции. Нам они рассказали, чем занимались участники экспедиции, что ели, какие напитки пили. Как были одеты. Было так интересно, что захотелось вместе с ними продолжить путь на Камчатку.
Но на этом сюрпризы не закончились. Какие же путешественники без песен у костра? И вот новый гость, барнаульский музыкант Борис Бергер! Он пел вместе с нами и для нас. Рассказал о бардовском движении на Алтае и пригласил на фестиваль бардовской песни на озеро Манжерок. А вечером песни продолжились у костра.
Очень насыщенным оказался день второй. Как изучать погоду и природу, нам рассказал специалист из ГПЗ «Тигирекский» В.В. Смирнов. Вместе с Валентином Валентиновичем узнали о принципах работы метеорологических приборов; разобрали отличия между синоптиками и климатологами; познакомились с методами построения и анализа распределения облачности по данным метеорологических спутников.
На следующем занятии напомнили, что «Карта - это альфа и омега географии». Занятие по картографии провела преподаватель Алтайского государственного университета Н.М. Легачева. Наталья Михайловна детально познакомила с элементами карты и видами проекций. Попробовали сами строить азимутальные, равноугольные и равноплощадные проекции, а также вспомнили, какие условные знаки используют географы. Как правильно брать интервью, делать фоторепортаж, постановочные кадры, вести панорамную сьемку нам объяснил журналист И.А. Кочетков.
Наполненным практическими занятиями оказался день третий. С утра пошли на знаменитые Голубцовские склоны, которые представляют собой высокие крутые склоны реки Малая Черемшанка. Первое занятие по почвоведению провела доцент Алтайского государственного технического университета, к.г.н. Л.Г. Казанцева. Вспомнили, что такое почва и кто основоположник науки «почвоведение». Заложили почвенный разрез, в процессе препарирования передней стенки разреза определили морфологические свойства почв, описали почвенные слои.
Затем к занятию по геоморфологии с нами приступила с.н.с. Института водных и экологических проблем СО РАН доцент Алтайского аграрного государственного университета к.г.-м.н. С.Г. Платонова. Было очень интересно!
Рассмотрели стенку карьера, слои залегания горных пород и увидели следы их смещения, что навело на вывод о влиянии на протекающие здесь процессы горные территории Салаирского кряжа, расположенные всего в 60 км от места наблюдения.
Собрали индивидуальные коллекции горных пород, попытались их определить. Везунчики обнаружили даже гранаты. Далее приступили к детальному знакомству с рекой Черемшанкой. Определили ширину, прозрачность, скорость течения реки.
Вечером «Занимательная геология» и узнали, как вырастить кристалл в домашних условиях.
Практико-лекционные занятия продолжились и на четвертый день. Поднявшись на небольшую высоту Голубцовских склонов, старший научный сотрудник Института водных и экологических проблем СО РАН, к.б.н. Д.В. Золотов рассказал нам о представителях флоры этой местности. Уточнил, что мы находимся на шлейфе (нижнем ярусе) проектируемого памятника природы. Богат разнотравно-злаковый луг растительностью. Научились закладывать гербарий. Дмитрий Владимирович объяснил, как уложить, упаковать, подписать и хранить гербарный материал.
Поднявшись выше по склону, заметили смену растительного покрова. Описали и этот участок. Но нас манили вершины! Красота вокруг завораживающая! Обрадовались, увидев медуницу, хотели попробовать еще кисловатый вкус, но оказалось, что это нонея темно-бурая (Nonea pulla), которая совсем безвкусная. Узнали, что полевой вьюнок послужил созданию японскому прикладному искусству – оригами. А еще нашли краснокнижные виды растений - ковыль перистый, ковыль-волосатик. Эти степные виды сохранились здесь, т.к. территория склонов оказалась непригодной для распашки. Дмитрий Владимирович пояснил, что собирать эти виды в гербарий нельзя, можно только сфотографироваться с ними.
Самым волнительным днем оказался пятый. Ребятам предстояло защитить свои исследовательские проекты. Работа Марьяны посвящена реке Чумыш, а у Дениса - проект о реке Чесноковка. Ребята достойно выдержали испытание. И их ждало знакомство с интереснейшим человеком, участником проекта «Семь вершин» Александром Шалаевым. Путешественник рассказал о своих восхождениях на самые высокие вершины мира. Что такое «зона смерти», почему на семитысячниках нельзя долго находиться. И в Антарктиде -20°С переносится легче, чем такая температура в Азии. Очень увлекательный рассказ и миллион вопросов.
Но…как пел Б. Бергер «А все кончается, кончается, кончается…», очень грустно, но и летняя школа подошла к концу. Что мы с нее увезли? Подарки и сертификаты участников Летней школы, благодарность и диплом победителя школы. Но самое ценное, это новые знания, стремления к открытиям, новые умения и навыки, в сердце - новых друзей. За этого большое спасибо председателю отделения Русского географического общества И.В. Архиповой и другим организаторам школы. Мы не прощаемся с летней школой, мы говорим: «До новых встреч!»
Репортаж подготовила О.И.Чередникова
23 июня 2019 г.
Наше сотрудничество с Русским географическим обществом
Алтайским краевым отделением Русского географического общества при поддержке Фонда президентских грантов запущен проект “Откроем край заново. Вместе!”
Уже успешно прошли три занятия. Первое - «Географ и географиЯ: в современном обществе». На занятие приглашалась зав. лаборатории водных ресурсов и водопользования Института водных и экологических проблем СО РАН, к.г.н., доцент Ирина Дмитриевна Рыбкина. Она подробно остановилась на возможности участия географов в решении вопросов водообеспечения населения и устойчивого развития территории. Интересно было уточнить проблемы стран, связанные с водой и как они решаются. В каких отраслях еще работают современные географы и где могут ребята применить свои знания. После многочисленных вопросов для ребят прошла интеллектуальная игра на проверку географических знаний.
Второе занятие провела начальник отдела водного хозяйства и охраны окружающей среды, к.г.н., доцент Ирина Владимировна Жерелина рассказала о работе географов в ООО «Центр инженерных технологий». Легко и доступно разобрали профиль поверхности рек при половодьях. Научились ориентироваться в таких понятиях как инженерные изыскания, интегральная антропогенная нагрузка. Узнали об экологической реабилитации участков рек. Ирина Владимировна рассказала, что занималась комплексным изысканием для строительства Саяно-Шушенской ГЭС. Мы смотрели на фотографии и не узнавали то место, в котором побывали в прошлом году. Сейчас там все чисто!
И вот третье занятие. На этот раз приглашена кандидат геолого-минералогических наук, доцент Алтайского аграрного государственного университета Платонова Софья Григорьевна. Напомнив нам школьную программу, поразила фактами, что 3 раза в 100 лет в нашем крае бывают сильнейшие землетрясения. С 1974 года в крае зафиксировано более 350 оползней. Уточнила, чем оползень отличается от обвалов. А затем нас провели в минералогический музей. Интересная наука геология! Красивые и удивительные минералы находятся в коллекции. Показали геодезические приборы, рассказали когда и какие используются. И вновь игра. Угадать по карте, какой город, озеро, остров. Вспомнить, кто из знаменитых географов изображен на фотографии. На этом занятии и мы поделились своими работами в проектах, конкурсах, проводимых РГО. Послушали других ребят, знатоков географии и любителей путешествовать. С нетерпением ждем следующего занятия и мечтаем попасть на полевые практики летом.
 
 
«...А в городе том сад — всё травы да цветы,
гуляют там животные невиданной красы».
А в наш школьный двор залетели редкие красивые птицы! Видели? С одной стороны присела неясыть. Ничего удивительного, ведь ареал ее обитания обширен, но из-за его тихого полета и маневренности редко удается увидеть. Различают несколько видов неясыти, а бородатая неясыть занесена в красную книгу Алтайского края.
С другой стороны школы присела другая краснокнижная птица - чернозобая гагара. Птица прекрасно ныряет и остается под водой более 2 –х минут. А вот на берегу, из-за строения лап, предпочитает лежать на брюхе. Так ее и «поселили» на школьном дворе участники конкурса, который проводит Русское географическое общество “Редкие животные в моём регионе”. Участникам конкурса предлагается написать сочинение, посвящённое краснокнижным животным своего края, а также слепить их фигуры из снега.
Конкурс призван помочь сохранить редкие виды животных, обитающие во всех регионах нашей страны – от Калининградской области до Приморского края. Из-за ухудшающихся экологических условий, браконьерства и недобросовестного отношения местных властей популяциям некоторым видам животных угрожает серьёзная опасность. Организаторы конкурса надеются на идеи ребят, как помочь редким видам выжить. Пожелаем ребятам победы!
Открытие образовательного проекта Алтайского краевого отделения Русского географического общества
16 февраля 2019 года ученики 8 г класса приняли участие в мероприятии образовательного проекта «Откроем край заново. Вместе!», направленного на обеспечение непрерывной эколого-просветительской и образовательной работы с молодежью и школьниками. Проект поддержан Грантом Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества Перед ребятами выступила зав. лаборатории водных ресурсов и водопользования Института водных и экологических проблем СО РАН, к.г.н., доцент И. Д. Рыбкина (ведущий специалист в области экономической и социальной географии Алтайского края). Ирина Дмитриевна рассказала чем занимаются современные географы, попыталась раскрыть роль географии в современном обществе, поделилась профессиональным опытом применения географических знаний для решения конкретных задач в области управления развитием территории и охраны окружающей среды. И.Д. Рыбкина подробно остановилась на возможности участия географов в решении вопросов водообеспечения населения и устойчивого развития территории. Она рассказала, как ученые научились совмещать показатели формирования водных ресурсов, которые зависят от многих природных факторов, и использования и загрязнения воды, которые нам известны в разрезе административных единиц – городов и сел, административных районов, регионов.
В рамках встречи познакомились с образовательными проектами Алтайского краевого отделения Русского географического общества и узнали как стать их участниками.
Активисты Молодежного клуба подготовили для участников проекта Интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», которая включала интеллектуальный марафон на знание географии, задания по применению географических знаний на практике. Все участники мероприятия получили именные сертификаты и небольшие подарки.
«Это надо же было решиться
В чистом поле построить завод!»
В феврале 1971 года был принят проект строительства «в чистом поле» Алтайского коксохимического завода и в 1981 году страна увидела первый алтайский кокс. Что такое кокс? Где используется, и что еще можно получить из коксующих углей узнали ребята 8-9 классов, посетив в ноябре ОАО «Алтай-Кокс» в г. Заринске. Наша экскурсия началась с просмотра видеофильма, мы смогли заглянуть в разные уголки завода. Затем знакомство перешло в музей, где на макетах получили важную информацию о технологических процессах.
Прослушав технику безопасности, надев каски и халаты сели в автобусы и поехали по заводу. Ведь общая площадь промышленного комплекса 470 га. С 2006 года «Алтай-Кокс» входит в НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат) и является одним из важных звеньев крупнейшей металлургической компании мира. Оно обеспечивает доменное производство качественным коксом по оптимальной себестоимости. Жизнь на заводе кипит круглые сутки, производство не останавливается ни на минуту. На его долю приходится 15% всего кокса, производящегося в России.
Что же такое кокс? Кокс - переработанный особым способом уголь. Он представляет собой очень прочный пористый комок серого цвета.
Как же работает завод? Уголь прибывает по ж/д и с помощью вагоноопрокидывателя попадает на транспортер. В дробильном отделении специалисты смешивают в нужных пропорциях, получая шихту - сырье для производства качественного кокса. Затем, угольную шихту надо нагреть до высокой температуры без доступа воздуха, конечно, это происходит в печи. Печные камеры выстраиваются в батареи и образуют отдельный производственный комплекс.
На предприятии их 5. Современная коксовая батарея №5 не имеет аналогов в России и странах СНГ. Шихта в коксовой печи нагревается до 1000 градусов и превращается в коксовый пирог. Далее его нужно вытолкнуть из печи. Это делается с помощью коксовыталкивателя - громадной машины высотой с 5-ти этажный дом. Огненная масса попадает в коксовый вагон.
И едет в тушильную башню. Белый дым означает, что кокс тушат водой. Не зря появилась поговорка, что здесь рождаются облака!
Затем готовый кокс загружают в вагоны. 80% отправляется в НЛМК, так же идет поставка в Казахстан, Узбекистан, Бельгию, Финляндию. Более 30% составляет доля «Алтай-Кокса» в общем объеме российского экспорта кокса. А цех улавливания выпускает и реализует химические продукты коксования, которые используются в алюминиевом производстве, с/х, производство технических масел, пластмасс, растворителей и красителей. На заводе трудится более 3000 человек, большинство из них живет в городе Заринске. Неслучайно говорят, что Заринск родился из огня коксовой печи. Мы в этом убедились!
Откуда приходит тепло
Все реже раздаются в школах звонки с предложением посетить промышленное предприятие, хотя в городе их немало. Но вдруг в школу №1 поступает такое предложение. Начальник производсвенно-технического отдела Крюкова О.С. приглашает на экскурсию в «Новоалтайские тепловые сети» (директор Адодин А.Ю.). И вот в один из холодных дней декабря (а когда же еще посещать котельную?) экскурсия состоялась для учащихся 8г и 9г классов. У ворот ребят встретил инженер теплотехник Дроздов А.А. и рассказал о предприятии. Затем началось самое интересное. Первый зал - операторская. Круглые сутки дежурит здесь человек, который следит за параметрами подачи тепловой энергии. Показали, что в город сейчас подается теплоноситель температурой + 94 градуса, а на улице -30!
Далее к рассказу приступает Катовщиков А.В. - начальник газовых котельных. Рассказав о технике безопасности, нас провели к основному оборудованию. Водогрейные котлы КВГМ-11,63, газ здесь подается под давлением - 30 КПа. Показали приборы, которые регистрируют давление. По данным параметрам объект относится к категории – опасный производственный. Далее - угольный зал, где стоят огромные резервные котлы марки КВТС-20, которые необходимы на случай аварийного отключения природного газа. В окно видим артезианскую скважину, а внутри котельной – натрикатионитовые фильтры для подготовки воды, которые обеспечивают необходимые параметры жесткости. Данный процесс контролируется лаборантом специальной лаборатории. Увидели, как это происходит, интересно, как на уроке химии. Посмотрели все своими глазами, узнали, как приходит тепло в наши дома.
Эта котельная вторая по размерам в городе, а всего их 17! Какие профессии востребованы, откуда привозят уголь и поступает газ, как перерабатывается - обо всем рассказали! Было интересно и познавательно.
В преддверии дня энергетика хочется поздравить коллектив работников МУП «НТС», пожелать тепла в каждый дом, поблагодарить за экскурсию.
Репортаж учителя географии
Чередниковой О.И.
Туристы все - народ лихой
Ежегодно наша школа принимает участие в муниципальных мероприятиях посвященных Всемирному Дню туризма. Этот год не стал исключением. Ребята 8 г приняли участие в муниципальном социальном инновационном проекте «Шаг навстречу», а Сафаниева Евгения даже стала призером данного мероприятия!
Несколько этапов прошли ребята, приходилось даже «преодолевать болото». Навесные переправы,
узнавали топографические знаки,
ориентировались на местности,
находили азимут точки,
проходили параллельные перила,
вязали туристические узлы
- вот не полный перечень испытаний, которые мы преодолели!
Фестиваль науки в АГУ
13 октября 2018 года ученики 8б и 8г классов приняли участие в работе площадок традиционного Фестиваля науки «Наука 0+» Алтайского государственного университета. Главная идея фестиваля – популяризация научной и инновационной деятельности, привлечение внимания широкого круга лиц к работе исследователей, необходимой для развития общества. Важно продемонстрировать место и роль науки в современном мире, показать актуальность и необходимость внедрения научного знания в жизнь людей.
Проведение Фестиваля науки направлено на укрепление связей науки со школами, СМИ, людьми, интересующимися наукой и инновациями. Мероприятия фестиваля способствуют появлению новых инновационных идей, освещению перспективных научных исследований.
8 г посетил факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии. Ведущими мероприятия стали молодые ученые и специалисты, студенты, преподаватели. Программа мероприятия состояла из научно-популярных лекций и семинаров, среди которых были направления «Учимся решать свои конфликты конструктивно».
На занятии «Мир политики в образах и ассоциациях», узнали, что такое «спиндокторинг»
Учились ликвидировать неприятные события
Решали поставленные задачи
На кафедре регионоведения отвечали на вопросы викторины. Самые активные получили книги в подарок!
Очень интересно оказалось в музеи археологии и этнографии Алтая. Здесь нам подсказали темы проектов, над которыми придется потрудиться в этом году.
«…Парня в горы тяни - рискни»
И мы рискнули! 13 парней и 7 девушек из 7-9 классов отправились на выходные в горы. Первая наша традиционная остановка в с. Сростки. Конечно, многие уже бывали в музеях села, но работники всегда так завораживающе рассказывают о своем земляке, что слушать их можно бесконечно. А вид с Пикета не передать словами! Вдали уже видны покрытые белой шапкой вершины гор. Полюбовались видами и в путь.
Следующая остановка возле 12-ти метровой стелы на границе между Алтайским краем и Республикой Алтай. Сам монумент выполнен в виде двух столбов, с резными краями. Именно они символизируют горы, красотой которых так славится республика. Сверху расположен шар, как символ единства некогда проживающих здесь разных народов. Потрогали холодную воду Катуни. Покидали в реку камушки-блинчики, но пришлось извинится перед рекой за это. Гид Наталья рассказала, что река этого не любит. Послушали легенды и вновь в дорогу.
Впереди турбаза «Уба», быстро расселились в удобные номера теплого корпуса, наполненного запахом дерева и домашним уютом, пошли на обед. Золотые руки повара радовали нас все три дня! Турбаза стоит на реке Уба, отсюда и название. Теперь уже под чутким руководством инструктора Никиты мы отправились с слиянию темных вод Убы и бирюзовых вод Катуни. Полюбовались началом заката, а воздух какой! Не надышаться! Природа под лучами заходящего солнца необыкновенно красива!
На следующий день нас ждал трудный, веселый поход к скале Чертов палец. Увидев впереди вершину, мы добавляли шаг в надежде, что именно у этой вершины встретим знаменитую скалу, но за первой вершиной, была вторая, третья, четвертая. И так более 10 км надежды.
И вот она красавица скала, судя по количеству туристов возле нее, знают и любят ее. И вновь Наталья рассказывает легенду о злодее Черто, пленившем алтайцев. И о том, как алтайцы попросили помощи у Луны. Луна спустилась с небес и ударила Черто по голове с такой силой, что он вошел в землю, а из земли остался торчать только один палец.
Оказывается и место это непростое, по словам эзотериков, здесь можно «подзарядиться» чистой космической энергией. Чем мы и воспользовались и пополнившись «энергетическим потоком» с новыми силами отправились к озеру Ая. Какое же оно красивое! Беседка любви и новые легенды. А далее уже возвращение к истокам туризма в музее, который посвящен туризму на Алтае. Хранитель музея Афанасьев В.М. вернул нас во времена, когда наши родители, бабушки и дедушки ходили в походы. Какое было у них оборудование и снаряжение. Какие были первые палатки и рюкзаки. Обо всем нам рассказал и показал. Научил, как согреть воду в пластиковой бутылке и что из нее можно еще сделать. Оказывается так много нужного!
А вечером нас ждал на костер с песнями под гитару в исполнении Никиты и игры с гидом Настей.
Неужели завтра домой? Так быстро пролетели эти деньки. По словам Тюжиной Милены из 8 б класса: «Никогда не было таких экстремальных выходных». Утром, сев в автобус, мы послушали интересный рассказ Кабаковой М.В. о том, что ходили мы вокруг непростого полуразрушенного здания, а был здесь когда-то построенный военнопленными маслосыр завод. И строили его, добавляя в цемент яичный желток, поэтому и стоит это здания, даже трактором сломать нельзя. Кстати, благодаря Марии Васильевны и состоялось наше путешествие по Алтаю! Благодаря ей и КГБУ ДО «АКЦДОТиК «Алтай»! Вновь остановка, в с.Полеводка и встреча с Игнатенко А. в музее-панораме «Алтай. История России».
Понравилось Артему как слушали его, провел с нами обряд в честь волшебного числа 7 (7 октября на календаре). Парни встали в круг у костра, девочки образовали свой круг, ближе к Богам. Со словами: « Мир всем мирам, дарим даром, дарим даром дар» совершили ритуальный хоровод. А далее к еще одному нашему знаменитому земляку, к космонавну №2 к Г.С. Титову. В музей с. Полковниково. Еще одна познавательная экскурсия и просмотр фильма о космонавтах.
Какой наш край чудесный! С красивой природой и замечательными людьми! И выходные получились замечательные!
Участие в фестивале туризма
22 сентября ученики 8 г класса приняли участие в региональном открытом фестивале детского активного и познавательного туризма, краеведение и социально - значимой деятельности «Я горжусь тобой, Алтай!». Для ребят работало 14 площадок и 8 мастер – классов.
Ребята проходили спортивную дистанцию на веревках,
стреляли,
тушили пожары,
приняли участие в казачьих забавах,
учились обезвреживать мины,
познакомились с радиационной, химической, биологической защитой,
послушали бардовские песни, вспомнили туристические узлы
и правила водного туризма.
Сделали сувениры на память и приняли участие в благотворительной акция «Благодарю» по сбору средств для детей и подростков, находящихся на длительном лечении в КГБУЗ «Алтайская краевая клиническая детская больница» онкологическое отделение.
Нас накормили кашей из полевой кухни.
Подарили тетради с агитацией.
Вручили Свидельства участников фестиваля.
Спасибо за праздник «Алтайскому краевому центру детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай»» !
Сайн байна, Бурятия!
С 2014 года осуществляется проект Министерства культуры Российской Федерации «Моя Россия». Цель проекта - популяризации культурного наследия народов Российской Федерации, приобщение молодежи к истории и культуре России. В Алтайском крае курирует этот проект АКЦДОиК «Алтай» в лице Четвериковой Н.Н. И вот новое направление «Легенды Байкала». Десять счастливчиков 7-9 классов нашей школы едут в Бурятию! Ежедневно были познавательные мероприятия, экскурсии, конкурсы и викторины, мы получали новые знания о жителях одного из регионов России. Вот как это было:
1 день. Ранний приезд в столицу Бурятии Улан-Удэ и заселение в один из самых красивых отелей «Бурятия». Утром, когда рассвело, открыв шторы в номере, не поверили своим глазам. Мы живем в самом центре! Из окон виден самый большой бюст в мире В.И Ленина. Высота без постамента более 7 метров! После сытного завтрака едем в туристический комплекс «Степной кочевник». За окном красивые пейзажи! Интересный рассказ нашего гида Алексеевой Е. Ш. о том, что от названия реки Уда и появилось название столицы Бурятии Улан-Удэ. Первая остановка в с.Ацагат. Узнаем о ритуалах, проходим их и заходим в один из самых древних дацан (буддийский монастырь), построенный в 1825 году. Многие в дацане впервые. Все интересно: чем занимаются, как живут монахи. О жизни одного из них ученым, буддийским ламой Агваном Доржиевым знакомимся в доме-музее. Хранительницы музея Эрдэни-Дари Бадмаева завораживает свои рассказом. Интересно и необычно ведет экскурсию. Знает все подробности о жизни своего народа. Пришло время подкрепиться. Узнаем о буузах и боовах. Очень они напоминают манты и хворост., привыкаем пить чай с молоком, ведь только так принято здесь его пить. Впереди этнографический комплекс. Встречают нас традиционно с песнями, подарками, окуриванием от злых духов. Научили танцевать народный танец «Ёхор», поиграли в шашки-кости. Ведянкина Ксения (7бкласс) обыграла всех и получила в подарок песню для победительницы и кедровую шишку на память. Выставка фотографий редких народов А. Химушина, войлочная юрта-обсерватория, познакомились с бытом бурят, поднялись на смотровую площадку в гору, так прошел наш первый день. А впереди ждал Байкал!
Утром сели в необычный «вагон – знаний». По дороге вновь рассказ нашего экскурсовода, слушали Елену Шираповну, вертели головами в окно, ведь за ним – Бакал! И смотрели документальные фильмы об этих удивительных местах. Далее прогулка по «Большой Байкальской тропе» из лиственницы. Вокруг верховые болота. Повстречали бурундука, полакомились клюквой, черникой. Увидели росянку, такая маленькая травка, а хищница! Узнали, чем чум отличаются от избы. А воздухом не надышаться , волшебный! Огромный объём интересной информации ждал нас в Визит-центре «Байкал - заповедный». Познакомились с настоящими баргузинскими соболями. Их мех - самый ценный. И много фото на память с Байкалом! На третий день пришёлся день рождения города Улан-Удэ. Всюду народные гуляния, на одной из ярмарок в торговых рядах встретили выставку алтайских сыров «Киприно». Очень приятно!
Пешеходная и автобусные экскурсии по городу и в старообрядчекские села в долину реки Селенги. Старообрядцев, их здесь называют семейские, около 300 лет назад переселили по приказу Екатерины II . Так и живут здесь, берегут свои традиции и нас с ними знакомят. Пережили они многое, но сохраняют свой жизненный уклад и культуру, которая решением ЮНЕСКО в 2001 г. включена в список «Шедевры культурного и нематериального наследия человечества» Научили нас печь лепешки в печи и подавать их с жидкой (!) халвой, сделали себе обереги на память. Пели и танцевали с фольклорным ансамблем «Судьбинушка», похожим на «Бурановских бабушек». Примерили их традиционные наряды и снова фото на память. Вечером нас ждал красивый фейерверк.
День 4. Заключительный. С нами встретились представители из министерства туризма, провели викторину и Борисеев В, Ельчанинов Ар. (8г), за знания Бурятии получили памятные подарки. А далее приоткрыл двери Бурятский Государственный Академический театр оперы и балета им. Г.Ц Цыдынжапова. В театре из нам ни каждый был, а тут и на сцену , и в костюмерную, и в пошивочный цех и даже спела для нас специально оперная прима Е.Мохосова. В полном восторге покидаем театр и направляемся в музей- галерею Льва Бардамова. Сам обладатель 5 тысячи экспонатов трогательно готов рассказать нам о каждом. А впереди необычный «Этнографический музей народов Забайкалья». Игры народов. Их история, быт, одежда. Уголок живой природы. Эх, если бы не поезд…Прощальный ужин в «Алтай Бургэд» (Золотой орел), полюбившиеся буузы и сладкий пряник на память с надписью «Легенды Байкала». Спасибо за этот сюрприз туроператору «Сибирь-Тур». Его заботу мы чувствовали от выхода из поезда и до самой посадки. А легенды Байкала и Бурятия теперь навсегда в наших сердцах. Мы обязательно вернемся!

2017-2018 учебный год
Игра «Географ и Я»
В АлтГУ при поддержке Гранта в сфере профессиональных компетенций» STARt» прошла интеллектуальная игра «Географ и Я». Мероприятие вызвало живой интерес у школьников края. Посоревноваться в географических знаниях выразило желание более 70 школьников из г. Барнаула и Новоалтайска, Косихинского, Ребрихинского, Троицкого, Каменского районов Алтайского края.
Наш город и школу представляли: Соломахин Ростислав (10 Б класс), Соломахин Евгений (8 А), Арестова Юлия (10 А), Воробьева Юлия (10А), Белин Илья (10Б)
В рамках мероприятия организована встреча с доцентом кафедры природопользования и экологии географического факультета Вадимом Скрипко. Он рассказал об особенностях профессиональной подготовки современных географов в Алтайском государственном университете. Координатор информационных проектов АКО РГО Валентин Смирнов познакомил участников с проектами Русского географического общества.
Сама игра включала интеллектуальный марафон на знание стран мира, проведение игры по командам (блиц-опрос по социально-экономической и физической географии мира и России и экологии), задания по применению географических знаний на практике (ориентация по карте). Ребятам вручены сертификаты участников, учитель географии Чередниковой О.И. - Благодарственное письмо.
Новые путешествия, экспедиции, экскурсии…
С уроков истории знаем крылатое выражение «Хлеба и зрелищ!», которому уже несколько столетий. И вот мы направляемся за «хлебом и зрелищем», правда, не за хлебом, а за сыром! Едем в один из самых красивых районов Алтайского края — Красногорский. Карагуженский маслосырзавод порадовал нас и вкусными сырами, и дегустацией вареников с сыром. А любуясь красивейшими пейзажами окрестной природы, понимаешь, что вот оно - зрелище! После нашей равнинной территории сложно оторвать глаз от предгорий Алтая. Хозяева нас порадовали интересными рассказами, легендами о создании сыра. Напоили чаем из местных трав. Мы узнали подробно о профессиях людей, работающих на предприятии, про районы сбыта готовой продукции. Как не гордиться нашим краем, о котором знают далеко за его пределами, благодаря качественной, экологической, натуральной продукции.
По ходу экскурсии увидели место слияния красавицы Катуни с мутной водой реки Иши. Невозможно было проехать мимо Пикета. И вот мы его покорили! На вершине сидит Василий Макарович Шукшин, смотрит на свою малую родину. И мы с высоты полюбовались Сростками. Лежит село, как на ладони, радуя куполами храма, величием хребтов. Завораживает край своей красотой!
А рядом с нами такой же величественный Горный Алтай. В день нашего приезда, была «чистая луна», и нам повезло. В музее мы увидели мумию принцессы Укок. Но пока шли до зала, где она покоится, узнали много интересного о наших соседях, об их традициях. В одном из залов представлены традиционная русская изба, а рядом -алтайская юрта. Вроде соседи, а какие различия между культурами.
Кроме Республики Алтай нашим соседом является Новосибирская область. В октябре побывали и там! Про шоколадную фабрику и завод по производству «Кока-Колы» мы узнали еще в прошлом году. Так что в этот раз поехали в цех по производству мороженого.
Как, из чего делают мороженое, с какими добавками… Для чего нужен иностранный язык и математика… Обо всем об этом нам рассказали в кондитерской по производству итальянского мороженого «Джелато». Отведав десерт, едем в музей природы. Вы знали, что практически в центре Новосибирска были найдены кости мамонта? Теперь мы тоже об этом знаем!
А еще в этой поездке узнали, что в Новосибирском планетарии нет планетария. Интересно? Тогда добро пожаловать туда на экскурсию. Лаборатория профессора Вальтовича вас ждет!
Вот уже и ноябрь…
В этот раз нас удивляет Белокуриха! Михаил Кузюков- автор стихов, рассказывает нам стихами о городе так, что мы влюбляемся в эти места.
Красивый, непохожий ни на один из городов края. Небольшой, уютный, знаменитый на всю Россию. Опять гордимся нашим краем! Поднявшись на Церковку, не можем налюбоваться окружающей красотой.
А впереди Солонешенский район! И вновь знакомство с сырами, ведь не зря «Алтай - сырный край», но в этот раз сыр не только из коровьего молока, но даже из козьего. Частное хозяйство «ТриА». 100 коз, 2 коровы, вьетнамские свиньи мини-пиги. Контактный зоопарк! Козочки очень аккуратно берут сухарики, вызывая восторг городских детей! Можно трогать, гладить, кормить, фотографировать. А какие сыры из их молока! С паприкой, в прованских травах, с плесенью. Неповторимый десерт из сухого молока с разными полезными добавками.
Впереди ждет серпантинная дорога «Белокуриха-2». И вновь распирает гордость за наш край. Такая дорога, что даже не веришь, что находишься недалеко от дома. Как в иностранном фильме. Но веришь, когда видишь буквы «Алтайский край». Кроме интересных арт-объектов, на дороге установлен верстовой столб, сделанный там же, где и знаменитая на весь мир «Царица-ваз» - на Колыванском камнерезном заводе.
Удивительный, неповторимый, наш край! Как много интересного еще ждет нас в экскурсиях по краю! В декабре запланировали поездку в Советский район на Лебединое озеро. Кто с нами?
Подготовила учитель географии О.И.Чередникова

Школа творческого поиска

Региональные соревнования по УКВ
24 июня 2016 года в Алтайском крае проходили региональные соревнования по УКВ. Команда нашей школы, состоящая из участников Школы творческого поиска О.В.Журавлёва, заняла 2-е место по УКВ радиосвязи. Поздравляем!

В Школе творческого поиска
В Школе творческого поиска О.В.Журавлёва идёт активная исследовательская работа. 14-16 октября 2016 года ребята побывали на Фестивале науки в Алтайском государственном техническом университете.
В сентябре 2016 года занятия с учащимися проводил кондидат физико-математических наук Алт.ГТУ Алексей Гранитович Никифоров.
Обсуждение инновационных тем исследовательских работ.

Ученикам

2019  www.shkola1nvl.ru  globbers joomla templates